Сколько зарабатывают учителя?

Учитель

Педагоги оказывают невероятное влияние на становление личности и формирование системы ценностей человека. Поэтому, люди спустя многие десятилетия помнят, первую в своей жизни учительницу или сурового преподавателя математики в старших классах. В настоящее время престиж такой профессии несколько снизился, однако среди молодёжи по-прежнему довольно много энтузиастов, желающих посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей. Чтобы сделать осознанный выбор, им необходимо разобраться в том, сколько зарабатывают учителя и с какими тонкостями можно столкнуться во время освоения подобной специальности.

Профессия учитель

Учитель — это специалист в отрасли образования, который занимается воспитанием и обучением детей и подростков. По сути, педагог должен непросто донести до школьников знания в понятном и пригодном для практического применения виде, но и сформировать в них позитивные личностные качества, заложить основы культурного развития, привить им высокие духовные и нравственные принципы.

Поэтому к преподавателям предъявляются чрезвычайно высокие требования, ведь их отношение к тем или иным проблемам и событиям, взгляды на жизнь и методы решения различных задач осознанно или неосознанно копируются учениками. Можно сказать, что учителя в некоторой степени влияют на будущее общество, поскольку от их деятельности в настоящем зависят мировоззрение, убеждения и социальные паттерны молодёжи.

Как следствие, педагогической работе обязательно должно сопутствовать призвание. Нельзя поручать её субъектам, не испытывающим безусловной любви к детям и желания научить их чему-либо полезному, воспитать в них достойные человеческие качества. Если преподавателю безразличны внутренний мир ребёнка, его переживания и достижения, то в школе ему делать нечего даже при условии безупречного знания своего предмета.

Более того, в современном мире задачи педагога становятся ещё более сложными. Он должен постоянно пересматривать и корректировать свою стратегию, чтобы сохранять её актуальность с учётом чрезвычайно быстрых культурных, технологических, социальных и экономических изменений в обществе.

Говоря о том, чем именно занимаются и сколько зарабатывают учителя в России, граждане обычно подразумевают деятельность педагогов в начальной и средней школе. В действительности потребность в квалифицированных преподавателях значительно шире. Без них невозможно представить себе работу таких организаций, как:

  • Общеобразовательные учреждения (детские сады, школы, техникумы и колледжи);
  • Организации социальной помощи (детские дома, интернаты, центры досуга);
  • Правоохранительная система (детские приёмники, колонии для малолетних);
  • Центры подготовки выпускников детсадов к школе;
  • Городские учебно-образовательные центры;
  • Заведения дополнительного образования и переподготовки;
  • Учебно-производственные комбинаты;
  • Частные центры по подбору репетиторов.

Специализации учителей

Строго говоря, все педагоги занимаются обучением и воспитанием детей. Однако они работают с разными социальными и возрастными группами, используют разные методы и инструменты, что позволяет выделить в рамках этой профессии несколько более узких специализаций. Отчасти они влияют на то, сколько зарабатывает учитель в школе:

  • Учитель начальных классов. Специфика его работы требует знания не только базовых школьных дисциплин, но и физиологии, психологических особенностей становления личности и методов управления вниманием детей в возрасте 6–10 лет;
  • Социальный педагог. Занимается психологическим развитием учеников, устраняет их проблемы с успеваемостью и адаптацией в коллективе. В его задачи входят выявление проблем в семьях школьников, нормализация отношений детей и родителей;
  • Учитель старших классов. Как правило, специализируется на конкретном предмете — географии, химии, литературе, математике, осваивая его в совершенстве. Некоторые педагоги совмещают два направления — математику и физику, биологию и химию;
  • Педагог-дефектолог. Это не только учитель, но и воспитатель, психолог, специалист в сфере медицины. Он составляет особые программы обучения, занимается развитием и социализацией детей с различными физическими или умственными отклонениями;
  • Педагог девиантного поведения. Разбирается не только в воспитании и обучении, но и в юриспруденции, психологии, социологии. В его задачи входит коррекция поведения малолетних правонарушителей и подростков из неблагополучных семей.

Достоинства и недостатки профессии

Как правило, современная молодёжь оценивает достоинства той или иной профессии в первую очередь с финансовой точки зрения. Но в педагогике всё выглядит по-другому. Здесь новичков главным образом привлекает не то, сколько зарабатывает учитель физкультуры или географии, а возможность приобщить детей к разумному, доброму и вечному. Есть в этой деятельности и другие положительные черты:

  • Педагогу вряд ли придётся скучать на работе. Каждый день он сталкивается с новыми задачами, для решения которых необходимо использовать творческие подходы;
  • Не считая некоторых частных школ, учитель трудоустраивается официально. У него есть легальная зарплата, медицинская страховка, больничный и другие бонусы;
  • Преподаватели летом отдыхают почти два месяца, причём без снижения доходов. Кроме того, есть ещё три периода каникул, за которые можно восстановить силы;
  • Спрос на толкового педагога высок и вне школы. Для примера можно посмотреть, сколько зарабатывает учитель английского на занятиях репетиторством;
  • Работа в школе — это стабильность. Преподавателя не уволят и не лишат премии за невыполнение плана продаж. Многие трудятся на одном месте десятилетиями.

В то же время работа в системе образования — это не только положительные эмоции и моральное удовлетворение от превращения детей в сознательных индивидов, но и очень тяжёлая психическая и физическая нагрузка, ведущая к профессиональному выгоранию личности. Также начинающим педагогам следует помнить, что:

  • В государственных заведениях зарплата просто копеечная. Не стоит даже сравнивать её с тем, сколько зарабатывает в месяц программист или фотограф;
  • Руководство оказывает на учителя сильное давление. Ему нельзя выходить за рамки программы, ставить плохие оценки ленивым ученикам или отстаивать свои права;
  • Современные родители стараются переложить ответственность за воспитание детей на школу и высказывают учителю претензии за любые промахи в их поведении;
  • Общество охотно применяет к учителю нормы пуританской морали. Известны случаи, когда педагогов увольняли за фотографии в соцсетях или посещение ночного клуба;
  • Необходимость до полуночи готовить контрольные работы и проверять тетради лишь отчасти компенсируется тем, сколько зарабатывает учитель старших классов.

Задачи и функции учителя

Когда далёкий от системы образования человек выясняет, сколько зарабатывают учителя начальных классов в России, он обычно испытывает лёгкий шок. В самом деле, важность, ответственность и многоплановость такой работы не совсем соответствует финансовой ценности, которую устанавливает для неё рынок. Причём если углубиться в особенности деятельности педагога, то можно выявить множество не вполне очевидных задач, о которых широкие массы граждан даже не имеют представления. Среди них:

  1. Разработка учебно-методической программы по своему предмету на весь учебный год, определение целей и задач занятий, выбор способов оценки результатов;
  2. Поиск наиболее эффективного метода подачи учебного материала с учётом возраста, уровня подготовки и психологических особенностей школьников;
  3. Информирование детей и родителей о выборе соответствующих учебной программе книг, методических пособий и рабочих тетрадей;
  4. Составление планов проведения текущих уроков, разбивка материала на логические блоки, подготовка вопросов и ответов для вовлечения учеников в процесс;
  5. Проведение обучающих и контрольных занятий с использованием инструментов и приёмов современной педагогики, психологии, информационных технологий;
  6. Оценка достижений учеников в освоении теоретической программы, приобретении ими практических навыков и развитии творческой деятельности;
  7. Использование учебно-методических и педагогических приёмов для формирования культуры личности школьников, их творческого мышления и социализации;
  8. Развитие у детей природной любознательности и желания осваивать новые знания, стимулирование их заинтересованности в ведении исследовательской деятельности;
  9. Контроль дисциплины в группе, объяснение ученикам на личном примере моральных ценностей, принципов взаимопомощи и уважения человеческого достоинства;
  10. Активное участие в деятельности педагогического совета учебного заведения, методических групп и иных учительских сообществ;
  11. Поиск способов коммуникации с родителями учеников, совместная с ними разработка методов всестороннего развития личности школьников;
  12. Классное руководство, ведение индивидуальной работы с отстающими учениками, помощь в освоении программы детям из малообеспеченных семей;
  13. Ведение по установленным правилам учебной документации, составление отчётов о текущем уровне успеваемости и посещаемости на занятиях.

Какие качества нужны учителю?

Конечно, в школах для оценки пригодности сотрудников к работе используется иной набор критериев, чем в частных фирмах и малом бизнесе. Здесь амбициозность считается одной из второстепенных черт, а предприимчивость совершенно не влияет на то, сколько зарабатывает учитель географии или химии. Тем не менее, особенности личности в педагогике приобретают важнейшее значение, поскольку именно наставник становится у детей первым примером для подражания. Поэтому преподавателю необходимы:

  1. Терпеливость. Поведение детей порой может быть ужасным. Однако учитель должен сдерживать себя и сохранять спокойствие, несмотря на все их проделки и шалости;
  2. Наблюдательность. Педагог должен видеть малейшие изменения в поведении детей, чтобы вовремя выявить тревожные симптомы или же признаки скрытого таланта;
  3. Гибкость. Позволяет учителю оперативно менять стиль общения и подход к ученикам в зависимости от ситуации, находить общий язык с их родителями;
  4. Хорошая память. Талантливый педагог помнит не только имена своих учеников, но и особенности их характеров, а любую страницу учебника цитирует наизусть;
  5. Справедливость. Личные пристрастия и антипатии ни в коем случае не могут влиять на оценки. Заводя фаворитов в классе, преподаватель мгновенно теряет авторитет;
  6. Уверенность. Педагог ни секунды не должен сомневаться в своих силах или знаниях, а уж тем более показывать неуверенность детям, считающих его непогрешимым;
  7. Коммуникабельность. Сложно представить себе учителя, испытывающего дискомфорт в процессе общения со школьниками или буквально выдавливающего из себя слова;
  8. Толерантность. Педагог не может формировать отношение к школьникам на основе личного неприятия их взглядов, национальности, религии и других особенностей;
  9. Эмпатия. Учителю очень важно уметь чувствовать эмоциональный настрой учеников, сопереживать их неудачам и разделять с ними радость победы;
  10. Рефлексия. Помогает педагогу беспристрастно оценивать результаты своей работы, адекватно воспринимать личные достижения и выявлять причины ошибок;
  11. Стрессоустойчивость. Без неё сложно выдержать давление руководства и родителей, сохранить ясный ум внештатных ситуациях, которые в школе бывают постоянно;
  12. Тактичность. Педагог должен уметь указать ребёнку на ошибки и направить его в нужную сторону, не нанося ему травму и проявляя уважение к личности;
  13. Энтузиазм. Учитывая, сколько в среднем зарабатывают учителя, выдержать эту нагрузку крайне сложно без глубокой увлечённости педагогической деятельностью.

Какие знания нужны учителю?

Непосвящённые граждане обычно считают, что знания педагога ограничиваются его предметом. Конечно, профессиональная подготовка играет важную роль в том, сколько зарабатывает учитель английского языка или органической химии, но этим дело не ограничивается. В реальности хорошему педагогу нужно иметь представление о сотне разных вещей, так как учебно-методическая и воспитательная работа состоит не только из пересказа учебников и проверки домашних заданий. Что нужно знать учителю:

  1. Основные задачи, принципы, инструменты и методы ведения учебно-воспитательной работы среди школьников с учётом их возрастных особенностей;
  2. Технологии преподавания предметов и способы построения учебного процесса для обеспечения наиболее эффективного освоения материала подростками;
  3. Основы школьных дисциплин в достаточном для реализации учебной программы и решения сопутствующих методических задач объёме;
  4. Содержание учебных и методических пособий по своему предмету, требования к проведению теоретических, практических и контрольных занятий;
  5. Принципы научной организации обучающего процесса с применением различных дидактических инструментов, правила их подбора для конкретной группы учеников;
  6. Современные достижения педагогических наук в сфере продуктивного развивающего обучения и способы их адаптации для решения разных задач;
  7. Основы социальной и педагогической психологии подростков, правила применения психологических инструментов для повышения эффективности обучения;
  8. Особенности различных методов воспитательной работы для формирования личности и создания у школьников правильных социальных и поведенческих моделей;
  9. Законодательные нормы, акты и прочие документы в области воспитания и обучения детей, защиты их прав на уровне семьи и школьного коллектива;
  10. Методы ведения дискуссий, убеждения и аргументированной защиты своей позиции в процессе общения с учениками разного возраста и их родителями;
  11. Инструменты и способы выявления причин возникновения конфликтных ситуаций в группе школьников, методы их профилактики и разрешения;
  12. Приёмы и правила оказания первой медицинской помощи школьникам в момент обострения их хронических заболеваний или после полученной травмы.

Какие навыки нужны учителю?

Разумеется, специальные знания имеют ключевое значение для профессиональной деятельности педагога. Следует ли рассуждать о том, сколько зарабатывает учитель музыки, если он не разбирается в творчестве Бетховена и не отличает минорную гамму от мажорной? Однако знать свой предмет в совершенстве недостаточно: нужно ещё уметь передать сведения детям, причём добиться от них непросто механического запоминания, но и осознания информации. Поэтому в педагогической работе необходимы:

  • Навыки подбора и интерпретации информации для учебной программы с учётом требований к её наглядности, понятности и соответствию уровню развития детей;
  • Умение адаптировать и использовать для развития школьников научные достижения в гуманитарной, технической, экономической и социальной отраслях;
  • Техники управления умственной деятельностью детей для развития их способностей изучать, осмысливать и анализировать окружающие события и явления;
  • Навыки понимания социальной атмосферы и обстановки в группе учеников с целью получения от них обратной связи о степени осмысления новой информации;
  • Умение стимулировать совместную работу школьников в решении ими каких-либо учебных, исследовательских и творческих задач;
  • Мастерство управления коммуникациями между участниками учебного процесса с позиций взаимного уважения и взаимопонимания;
  • Навыки ведения логически правильных и аргументированных дискуссий с учётом требований к профессиональному и культурному уровню вербального общения;
  • Умение мгновенно находить наиболее эффективные инструменты воздействия на мнение оппонентов и импровизировать в процессе спонтанной коммуникации;
  • Мастерство прогнозирования различных педагогических ситуаций и умение видеть вероятные последствия своего взаимодействия с группой учеников;
  • Навыки предотвращения и разрешения личностных конфликтов между учениками, их родителями и иными участниками учебно-воспитательного процесса;
  • Умение создавать комфортную для школьников учебную обстановку, провоцирующую их на выражение своего мнения во время продуктивных дискуссий;
  • Навыки работы с вычислительной техникой и ресурсами всемирной сети для поиска, обработки и хранения полезной для учебного процесса информации.

Как стать учителем?

Законодательство строго контролирует уровень подготовки лиц, которые допускаются к педагогической работе. В целом заниматься этой деятельностью как в государственных, так и в частных школах имеют право лишь граждане, имеющие среднее специальное либо высшее профильное образование, однако с 2016 года вести предметы у старшеклассников могут и преподаватели, получившие дипломы вузов по соответствующим направлениям (физика, математика, биология, филология, лингвистика). Как стать учителем:

1. Поступить в колледж. Это базовая ступень образования, дающая право вести занятия в дошкольных учреждениях и начальных классах. Техникумы готовят универсальных учителей, знающих все основные предметы понемногу. Где можно учиться:

  • Московский городской педагогический университет (69000 рублей в год);
  • Педагогический колледж №10 (50000 рублей в год);
  • Институт среднего образования им. Ушинского (65000 рублей в год).

2. Поступить в вуз. Если преподавателя не устраивает, сколько зарабатывает учитель начальных классов, или он планирует построить административную карьеру, ему стоит получить очное или заочное высшее образование. Где можно учиться:

  • Российский государственный гуманитарный университет (57600 рублей в год);
  • Московский городской педагогический университет (84400 рублей в год);
  • Московский педагогический университет (110000 рублей в год).

3. Поступить на курсы. Вариант подходит для обладателей технических и гуманитарных специальностей, не имеющих педагогического образования. Переподготовка позволит им вести в школе предметы, соответствующие основному диплому. Где учиться:

  • Российский институт профессионального образования (5000 рублей);
  • Высшая школа технологии и управления (5000 рублей);
  • Академия дополнительного профессионального образования (17100 рублей).

4. Учиться за границей. Диплом бакалавра или магистра иностранного вуза может стать пропуском в какую-то из престижных частных школ или на личном опыте выяснить, сколько зарабатывают учителя в Америке. Но такое образование стоит дорого:

  • University of Warwick, Великобритания (24000 фунтов в год);
  • University of Bridgeport, США (29000 долларов в год);
  • Trent University, Канада (16400 долларов в год).

Как найти работу учителю?

Несмотря на сопутствующие педагогической работе проблемы и недостатки, многие выпускники колледжей и вузов положительно относятся к идее трудоустройства в школу. Проблем с поиском места у них возникнуть не должно, так как учебные учреждения сами заинтересованы в привлечении молодых специалистов. Найти актуальные вакансии и узнать, сколько зарабатывают учителя в 2021 году, можно разными способами:

  • Как правило, на старших курсах студенты педагогических вузов проходят практику в учебных заведениях. Если на данном этапе показать себя активным и ответственным специалистом, можно получить от руководства приглашение на постоянную работу;
  • Помочь в трудоустройстве молодого учителя способны городские и районные отделы образования. Желательно обратиться сюда в конце весны, предоставить своё резюме и поинтересоваться о наличии вакансий в местных учебных заведениях;
  • Можно непосредственно связаться с руководством понравившейся школы, провести собеседование и на месте уточнить, сколько зарабатывает учитель английского языка, математики или химии. Иногда новичкам предлагают место лаборанта;
  • Полезно поискать предложения на порталах по трудоустройству. Есть специальные ресурсы именно для учителей, где можно найти подходящее место гораздо быстрее, чем на сайтах и досках объявлений универсальной направленности.

Разумеется, не стоит устраиваться в первую же подходящую школу наугад, даже если это выглядит самым простым способом решения проблемы занятости. Ещё до встречи с директором нужно собрать информацию о заведении, ознакомиться с его программами и составом трудового коллектива, попытаться выяснить, сколько зарабатывает учитель младших классов. Если работодатель также проявит заинтересованность, необходимо продумать свои действия при подготовке к встрече и в процессе собеседования:

  • Резюме нужно оформлять в традиционном виде. Первое впечатление работодатели формируют по фото: если на ней изображены девушка в легкомысленном платье или парень в эпатажной футболке с зелёными волосами, шансов у них немного;
  • Внешний вид соискателя должен соответствовать должности учителя. Лучше всего на собеседовании воспринимаются неяркий костюм, аккуратная причёска, классическая обувь, строгий маникюр и минимум украшений у девушек;
  • От начинающего педагога требуется уверенная и правильная речь без жаргонных слов и паразитных междометий. Есть ли смысл думать, сколько зарабатывает учитель истории, если он не умеет говорить на чистом литературном языке?
  • Для руководства школы важен опыт работы кандидата. Если у новичка его нет, можно сказать о своих достижениях в общественной деятельности, приобретённых во время педагогической практики навыках и полезных для учителя чертах личности;
  • Наконец, новичку нужен огромный уровень личной мотивации. Учитывая, сколько зарабатывает учитель химии или музыки, достичь высокого профессионального уровня возможно только при наличии неисчерпаемых запасов энтузиазма.
Видео по теме


Карьера учителя

Многие преподаватели трудятся на одном месте годами, обучая два, а порой даже три поколения школьников. Однако это не означает, что какие-либо перспективы карьерного роста в сфере образования отсутствуют. На самом деле здесь все зависит от человека: если его полностью устраивает, сколько зарабатывает учитель обществознания, химии или музыки, то он вряд ли захочет что-то менять, тогда как для специалистов, желающих развиваться в вертикальном направлении, возможности обязательно найдутся:

  • В пределах учреждения педагог может получить назначение на должность одного из заместителей директора — например, по хозяйственной или учебной части. Позднее это позволит ему претендовать на должность руководителя и увеличить доход в разы;
  • Если опыт работы в школьном заведении не принёс удовлетворения, преподаватель может пройти обучение в аспирантуре и заняться строительством карьеры в качестве сотрудника колледжа или института, защитить диссертацию и даже стать ректором;
  • Опытных педагогов, владеющих современными методиками, охотно приглашают на работу в частные учебные организации. К сожалению, только здесь доходы учителя могут приблизиться к тому, сколько зарабатывает средний класс в России;
  • При наличии управленческих способностей можно реализовать карьерные амбиции в роли чиновника — занять должность в городском управлении образования, перейти в региональное ведомство, а в перспективе получить назначение в Министерство.

Кроме вертикального, в сфере образования существуют пути горизонтального роста, которые предполагают повышение профессионального уровня педагога с закреплением его достижений путем прохождения аттестаций. Есть три ступени карьеры:

  1. Учитель второй категории. Занимается созданием методик преподавания и проверки знаний, добивается высоких результатов в учебно-методическом процессе, руководит творческими группами. Имеет высшее или среднее образование и стаж более 2 лет;
  2. Учитель первой категории. Владеет инструментами анализа эффективности учебной работы, создает на основе передового опыта индивидуальные программы, руководит творческими группами. Имеет высшее образование и стаж более 3 лет;
  3. Учитель высшей категории. Создает новые программы и педагогические инструменты обучения и воспитания детей, разрабатывает экспериментальные задачи по предмету, ведет творческую работу. Имеет высшее образование и стаж более 5 лет.

Сколько зарабатывают учителя?

Как отмечено ранее, педагогическая деятельность является скорее призванием и даже образом жизни, чем методом достижения финансового благополучия. Потому учителя не стремятся к тому, сколько зарабатывают блоггеры на Ютубе, но отрицать важность материальной стороны профессии тоже не стоит. Традиционно зарплаты преподавателей в школе рассчитываются по утверждённой тарифной сетке с учётом таких факторов, как:

  1. Учебная нагрузка. Некоторые педагоги работают на полторы и даже на две ставки, что позволяет им существенно улучшить своё материальное положение;
  2. Регион. Зарплаты в регионах скромнее в сравнении с тем, сколько зарабатывает учитель начальных классов в Москве или Санкт-Петербурге;
  3. Квалификация. Если преподаватель пройдет аттестацию на первую либо высшую учительскую категорию, он сможет получать в месяц на 25–35% больше;
  4. Специализация. Учителю музыки платят куда меньше того, сколько зарабатывает учитель математики, а преподавателю английского — на несколько тысяч больше;
  5. Бонусы. Педагоги могут получать надбавки за руководство творческими кружками, проведение олимпиад, публикацию научных работ, хорошие результаты экзаменов;
  6. Достижения. За наличие учёной степени, звания заслуженного учителя или почетного работника образования ставка преподавателя увеличивается на 25–40%;
  7. Дополнительные обязанности. Классное руководство, занятия с неблагополучными или больными детьми влияют на то, сколько зарабатывает учитель в месяц;
  8. Место работы. Это наиболее существенный фактор. В частных школах педагогам могут платить в два, а порой даже в три раза больше, чем в государственных.

По статистике, доходы преподавателей в среднем по стране соизмеримы с зарплатами иных сотрудников бюджетной сферы. В ближайшем будущем Министерство образования планирует изменить схемы мотивации и добиться улучшения материального положения педагогического штата, но сегодня ситуация определённо выглядит пессимистичной. Так сколько зарабатывают учителя в областях, регионах и крупных городах России:

Зарплата учителя, тыс. рублей

Регион
Младших классов
Старших классов
Москва 65–85 75–100
Санкт-Петербург 35–55 35–60
Екатеринбург 25–40 30–46
Красноярск 22–40 30–44
Челябинск 23–36 22–40
Волгоград 25–35 25–45
Новосибирск 20-35 25–40
Воронеж 22–36 25–45
Оренбург 20-35 30–40

Заключение

К сожалению, положение педагогов в России радикально отличается от европейских стран, где такая профессия является престижной и высокооплачиваемой. Остаётся только надеяться, что когда-то доходы учителей приблизятся к тому, сколько зарабатывают блоггеры в Инстаграм, хотя даже перспективы работы за скромную зарплату порой не останавливают молодых людей, желающих посвятить себя воспитанию и обучению детей. Чтобы педагогика оставалась для них источником позитива, им стоит учесть следующее:

  1. Нельзя ждать от всех учеников идеальных оценок. Достижения личности невозможно измерить по унифицированной шкале, поэтому нужно проявить объективность;
  2. Не стоит винить себя во всех неудачах учеников. На успеваемость оказывает влияние огромное количество факторов, причём лишь малая их часть подконтрольна учителю;
  3. Педагог должен быть для ученика другом и уважаемым наставником, а не приятелем. Не нужно становиться на один уровень с детьми и пытаться говорить на их языке;
  4. Нельзя отдаваться работе полностью. Сутками проверяя тетради и составляя планы, учитель быстро узнаёт, сколько зарабатывают психологи на лечении депрессии.
Начинаем свой бизнес
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
А что вы об этом думаете? Поделитесь своим мнением.x